Сочинения - Неизданное

 

Введение Доказательство Истины Познание духа Комментарии к книге Царей Истины Неизданное

 

 

Некоторые работы Остада Элахи еще не публиковались. Среди них есть несколько юридических статей, предлагающих судебные реформы и написанных в его бытность судьей. Другие рукописи представляют собой исследования в области религии, духовности и этики. Эти работы позволяют и вскрыть двусмысленности, содержащиеся в духовных вопросах, и обнаружить подлинный смысл Писаний, и собрать вместе речи и поэмы великого мистика.


Примеры работ

Перевод и толкование Корана

Остад Элахи начал делать перевод Корана со своими комментариями, но впоследствии был вынужден отказаться от продолжения этой работы. В 1944 году он сделал перевод на курдский язык суры Восхваление (первая сура) и 126 аятов суры Корова (вторая сура), а также дал комментарии к ним. Все это представлено в виде двух, к сожалению незаконченных, поэм, состоящих из 3876 стихов. В этом труде содержится много ключей к пониманию, настолько тонких и изящных, что остается лишь сожалеть о том, что он не смог быть завершен. Он обладает не только духовной ценностью. Литературная форма этого перевода с комментариями свидетельствует о совершенном владении Остада Элахи курдским стихосложением. В кратком введении к работе он пишет:

« Во имя Бога Милостивого и Милосердного этот комментарий был написан в стихах покорным слугой Нур Али Элахи. Надеюсь, что сведущий читатель простит ошибки, которые сможет найти в нем. Основан комментарий на следующих толкованиях: 1) Сафи (на арабском); 2) Джавам аль-Джам (на арабском); 3) Маджма аль-Баян (на арабском); 4) Са’адат аль-Баян (на арабском); 5) Абольфотух Рази (на персидском); 6) Молла Фатуллах и 7) Сафи  Алишах (в стихах на персидском)».

Перевод и толкование Калам-э саранджам (Заключительных Слов)

Калам-е Саранджам является важнейшим священным текстом традиции Ахл-е Хакк, который ценится так же, как и святые Писания, и составляет основу верований и духовной практики. Вот что говорит о его ценности Остад Элахи в содержательном введении, предваряющем перевод и комментарий:

«Калам великих святых Ахл-е Хакк состоит из двух частей.
Первая часть калама (слова), названного  «Сокровищница» (Хазанех) или «Заключение» (Саранджам), связана с эпохой Солтана Эсхака и более ранней, а именно с эпохой таких фигур как Бохлюль, Шах Фазла Вали, Баба Сарханг, Шах Хошин, Баба На’ус и сам Солтан Эсхак. Разумеется, эта часть калама имеет для Ахл-е Хакк очень большую важность и ценность высшего аргумента. Слово «сокровищница» означает место, в которое собирают и помещают на хранение золото, серебро и ценные вещи, а слово «заключение» отсылает к мысли об окончании и завершении. Для калама, являющегося собранием бесценных тайн божественной истины, используется метафора Сокровищницы; а поскольку он закладывает фундамент последнего и высшего этапа совершенствования, его представляют как Заключение. Вторая часть включает в себя остальные каламы, но они имеют ценность лишь там, где совпадают с Калам-е Саранджам».

Благодаря хорошему знанию подлинного текста и владению диалектом курдского авромани – основного языка этого калама – Остад Элахи перевел на персидский язык и прокомментировал основную часть Калам-е Саранджам. Во введении он рассказывает, как из различных версий он отбирал те, что соответствовали оригиналу. Именно эта подборка, записанная  в блокнот, стала основой его перевода и комментариев.

Собрание каламов (Маджма ол-калам)

Остад Элахи собрал и переписал рукописи самых надежных священных текстов Ахл-е Хакк в очень объемном труде, названном Собрание каламов (Маджма ол-калам). Вот как он объясняет эту работу:
«Слова великих святых Ахл-е Хакк и на курдском, и на персидском, и на турецком, и на любом другом языке обычно назывались словом «калам». В данном сборнике собрана часть этих слов. В течение нескольких лет я жил с мыслью о том, чтобы собрать их и предоставить в распоряжение искателям истины. Я сделал все, что мог, чтобы собрать достаточное количество редких рукописей и довести дело до конца. Затем я отобрал те из них, которые показались мне наиболее полными, и включил в эту работу... »

Относительно передачи и хранения этих слов он говорит:
«С момента своего возникновения и до тех пор, пока не было таких технологически развитых средств коммуникации как сегодня, члены Ахл-е Хакк в соответствии с обстоятельствами времени и места стремились, насколько возможно, держать слова и предписания своей веры в строжайшей тайне. И даже им позволялось слушать и учить слова лишь при соблюдении определенных условий. В частности, они старались придерживаться устной передачи слов, чтобы не дать попасть им в руки непосвященных. Если несмотря ни на что, слова все же записывались, они должны были скрываться, чтобы непосвященные не могли получить к ним доступ. Именно по этой причине со временем полные и подлинные каламы, никогда [следовательно] не издававшиеся, большей частью исчезли и рассеялись. Некоторые еще сохранившиеся тексты являются неполными и имеют ошибки, поскольку подверглись различным вставкам, изменениям, сокращениям и частичным фальсификациям. Таким образом, […]с Божьей помощью я, по мере возможного, старался внести в эту работу лишь подлинные и полные каламы».

На самом деле, благодаря большой исследовательской работе, проделанной при составлении этой книги, появился надежный справочник по своду верований Ахл-е Хакк с момента его возникновения до прошлого столетия. Кроме того, у Остада Элахи дважды был доступ к самому подлинному Калам-е Саранджам и возможность его изучения внимательнейшим образом. Это позволило ему обнаружить истины, которые до сих пор оставались незамеченными. 

Остад Элахи настолько хорошо владел предметом, что при жизни считался одним из крупнейших экспертов. Он был способен аутентифицировать рукописи и растолковать двусмысленности, метафоры и символы, используемые в текстах. Его комментарии к каламам, в частности, опубликованные в «Доказательстве истины» и других работах, до сих пор остаются важнейшим справочным материалом для исследователей.

Остад Элахи смог получить доступ к этим текстам, как благодаря исследовательскому упорству, так и благодаря семейной ситуации и тому факту, что он был сыном Хаджи Немата, который сильно облегчил ему доступ к редчайшим рукописям: куда бы он ни приходил, ему позволяли их просматривать. 

Каким бы ни был объем труда по собранию каламов, он является лишь частью  исследовательской работы Остада Элахи. Другие оставшиеся после него труды свидетельствуют о широте и масштабе его научных изысканий.

Сборник поэм Муллы Паришана

Мулла Паришан был курдским мистиком, жившим в 14 веке. Остад Элахи составил «Сборник поэм Муллы Паришана» на курдском языке, сопоставив одиннадцать различных вариантов (девять рукописей и две печатные книги). Остад часто цитировал этого мистического поэта и ставил его поэмы в один ряд с Маснави Руми. Он говорил:

«Мулла Паришан был шиитским ученым-правоведом и религиозным авторитетом своего времени. Одни считают, что он был выходцем из Нахаванда, другие утверждают, что он родился в Динваре. Жил он в 14 веке и был современником Абу Ханифы. Это был настоящий мистик. Он написал поэму, состоящую почти из тысячи стихов, про которую можно сказать, что она содержит в себе всю поэму "Маснави" Руми. В ней он, в частности, обращается ко всем неясным местам подлинных пророческих слов (хадисов). Поэмы Муллы Паришана издавались дважды, но в этих изданиях много ошибок. Я смог подготовить более правильную версию поэм и снабдил их своими комментариями». (Слова Истины)

Этот сборник состоит из введения, семи глав и заключения, насчитывая в общей сложности 1039 стихов. В конце книги Остад Элахи добавил приложение, состоящее из 1039 словарных статей со ссылками и пояснениями.

Праздник истины (Джашн-е хакикат)

В этом трактате Остада Элахи представлен результат исследований о посте Ахл-е Хакк, известном под названием «пост Марнави». Он пишет о точной дате поста, которая на протяжении веков была источником серьезных разногласий между различными группами Ахл-е Хакк. Основываясь на каламах и других надежных источниках, таких как законы астрономии, Остад Элахи смог установить метод, позволяющий вычислить эту дату с максимальной точностью. Вот что он пишет:

«Что касается вопроса о дате поста, то я ссылался на имевшийся у меня калам и другие надежные источники, подтверждавшие мою точку зрения. Однако, несмотря на это, я в течение полугода изучал астрономию, что позволило мне окончательно убедиться в том, что мои расчеты дней поста совпадают с каламом Шейха Амира. Это позволило также установить расчет дат по солнечному календарю, который является более стабильным. Остальные системы расчета, позволяющие определить даты поста, нестабильны. К примеру, в древней персидской системе каждые четыре года добавляется один день и т.д.» (Слова Истины)

Родословная Хадж Нематоллы

Рукопись Остада Элахи под названием «История и родословная Хадж Нематоллы» является источником точных сведений о предках, семье и биографии его отца. В ней Остад Элахи рассказывает о жизни Хадж Немата, его духовной трансформации, а также о своей жизни до смерти отца. По его собственному объяснению он написал эту небольшую книгу в первые годы после смерти Хадж Немата, уступив просьбе его товарищей, желавших больше узнать о его личности. Он уделяет особое внимание двадцати годам после духовного пробуждения отца и подробно рассказывает многочисленные истории, содержащие множество разных уроков. В этом трактате, написанном Остадом в молодости, уже отчетливо заметны следы исследовательского духа, характерные для его более поздних работ.  

Переписка

Бесценным наследием Остада Элахи является оставшаяся после него переписка, большая часть которой была собрана совсем недавно. Она состоит в основном из ответов на вопросы. Помимо обсуждения частных вопросов в ней содержится богатый свод этических учений и решений проблем духовного порядка и универсального значения. Темы писем и адресаты – самые разные: мы найдем в них и ответы великому русскому востоковеду Владимиру Минорскому, и ответы семье, друзьям, ученикам, спрашивавшим об учении и о духовных предметах или же писавшим просто для того, чтобы выразить ему свое восхищение и признание.  

Читая эти письма, видишь, что Остад Элахи с одинаковой серьезностью и уважением отвечал и очень простым и очень важным людям на все их вопросы: и на самые элементарные и на самые сложные. Можно сказать, что мы находим здесь применение одного из этических принципов, к которым Остад Элахи часто обращался в своем учении: принципа вежливости и уважения к другим. По его мнению, практика этики является необходимым условием для достижения любого духовного прогресса.

Истина тайн (Хакикат ол-асрар)

«Истина Тайн» - это небольшой трактат, написанный Остадом Элахи в 1922 году, через два года после смерти Хадж Немата. Вследствие обстоятельств того времени его исследования касались главным образом теоретических и ритуальных вопросов пути Ахл-е Хакк. На базе этих исследований Остад описывает различные уровни религии (ритуальный уровень и духовные уровни), этапы совершенствования души, воскресение и т.д. Мы найдем здесь различные ссылки на религиозные, литературные, поэтические, исторические и мистические источники, такие как Коран, Тора и их толкования, тексты Шейха Аббаса, Моллы Фатуллаха, Абу Саида Абульхейра, Моллы Исмаила, Шейха Туси, Шейха Муфида, Шейха Макреби, Баязида Бастами, Хаджи  Зейнолабедина Ширвани, Саади, Таджа ол-Ваезина, Муллы Паришана, Шейха ол-Арефина, Руми и Аттара. Остад Элахи говорил, что написал эту работу для того, чтобы познакомить общественность с доктриной Ахл-е Хакк  и, таким образом, защитить орден от нападок.

Раскрытие тайн (Кашф ол-Хаккаек или Рух ол-Ма'ал)

Одним из самых примечательных текстов, написанных Остадом Элахи в молодости, является «Раскрытие Тайн» (Кашф ол-Хаккаек, 1924 г). Это рассказ о духовном видéнии, в котором Остад Элахи дает детальное и оригинальное описание процесса сотворения вселенной и человека, роли Quiddité (Чтойности), божественных проявлений, архангелов, света и тьмы, сфер души и места человека… Отрывок из этого текста был опубликован в книге Бахрама Элахи «Основы естественной духовности». Вот выдержка из него: 

 «Бог есть создатель всех созданий. Никто не знает Его жилища. Он один знает, кто Он и что Он. Он вообразил сотворение вселенной. Его воля, лежащая в основе всех существ и реальностей, стала Quiddité и первоначальным веществом. Формы, не похожей ни на одну форму, цвета бесцветного, в месте неопределенном, - все было похоже на чистую воду, но не было водой, и все беспрестанно двигалось в бесконечном и бесцветном пространстве. Quiddité пришла в существование от отражения Бога, а первоначальная материя - от отражения Quiddité. Все это превосходило всякое воображение, и Quiddité кружила в этом духовном пространстве».

Другие рукописи

Кроме вышеперечисленных произведений Остад Элахи оставил несколько тетрадей стихотворений на курдском и персидском языках, а также блокноты с записями самой разной тематики, сделанными в разные периоды жизни. Чтение этих заметок, содержащих в себе много тонких моментов, дает представление о его внутренней жизни и духовной эволюции.  

Внимательное изучение работ Остада Элахи показывает, что используя разные пути, он, прежде всего, направлял свой взгляд на внутреннюю жизнь человека, на его нравственное и духовное развитие. Возможно, именно из-за такого разнообразия подходов одни видели в нем духовного мыслителя, другие - авторитетного философа, выдающегося музыканта, справедливого и неподкупного судью. Письменные работы Остада Элахи являются отражением его мысли и способа ее развития. Они помогают лучше понять глубину его личности и цели, а также истину, в которую он непоколебимо верил.