Сочинения - Познание духа

 

Введение Доказательство Истины Познание духа Комментарии к книге Царей Истины Неизданное

 

Вышедшая в 1969 году книга Познание духа (Марефат оль-рух) является результатом долгих теологических и философских исследований, а также и, прежде всего, результатом внутреннего исследования, направленного на изучение всех аспектов духа. Таким образом, то, что могло бы считаться одним из немногих чисто теоретических эссе Остада Элахи, воскрешающим в середине ХХ века каноническую форму философско-теологической дискуссии, на самом деле оказывается более сложной вещью. В форме дискурса, следуя стилю и методу концептуализации, характерной для хорошо знакомой ему метафизической традиции, связывающей неоплатоников с Авиценной и Муллой Садра, Остад представляет плоды собственного исследования. В безупречной цепи доказательств, опровержений и контр-убеждений, надо видеть уникальное свидетельство пережитого знания, свидетельство очевидца, такое же законное, как и аргументы философов – то, что исламская традиция называет словом «кашф»: внутренним видением, интуитивным и конкретным восприятием незримых и сверхчувственных реальностей. Таким образом, нам предлагается двойной режим чтения, проявляющий всю оригинальность этого произведения: следовать аналитическому и аргументативному порядку философских положений и порядку духовного знания и откровения. В первом случае сплетение аргументов, сотканных автором, имплицитно указывает на границы философского дискурса чисто концептуального характера (опровергающие друг друга положения). Во втором случае эффективное совершенствование души представляется одновременно и условием и целью духовного дискурса.

Как указывает название, книга Познание духа обращается к вопросам, касающимся духа, таких как доказательство его существования, доказательство его бессмертия, а также различных этапов, которые он должен пройти на протяжении последовательных жизней, чтобы дойти до своего конечного предназначения (совершенства). В процессе дискуссии затрагиваются вопросы о существовании Бога, творении, духовном и телесном воскресении, внеземных обителях духа, трансмиграционных концепциях. Остад Элахи проводит исчерпывающий критический анализ различных позиций и аргументов, касающихся эсхатологических вопросов, по ходу опровергая некоторые из них, например, метемпсихоз. 

В этом смысле особое место нужно признать за седьмой главой, являющейся центральным местом книги. В ней мы находим четкое изложение общей доктрины совершенствования и различных модальностей совершенствования духа, а также необыкновенное описание междумирья и модальности существования духа в этом духовном промежуточном пространстве. В этой главе Остад Элахи излагает правила, определяющие совершенствование духа в его земных и небесных местопребываниях. С этой целью он берётся за тщательное рассмотрение вопроса о цикле последовательных жизней.

Через теорию последовательных жизней Остад Элахи представляет центральное место своей системы, которое в то же время является и самым уязвимым. Центральным оно является потому, что именно на основании этой теории он решает вопрос о справедливости божественной системы. Самым уязвимым – потому, что эта теория не признана религиозной ортодоксией и потому, что, помимо прочего, она вписывается в многочисленные трансмиграционные доктрины, несовместимые с доктриной совершенствования. Остад Элахи затрагивает также вопрос о метафизическом устройстве человека, разъясняет роль земной и небесной души в процессе совершенствования и порядок их взаимодействия друг с другом.

В книге Остад Элахи чередует аргументы разума, традиции и откровения. Таким образом, он создает рациональный дискурс, характерный для философии с греческими корнями, в то же время, поддерживая связь с духовным дискурсом, унаследованным от религиозной традиции. Одна из целей книги Познание духа заключается в том, чтобы показать, что доктрина совершенствования не только не вступает в противоречие с принципами религий откровения, но еще и может считаться логическим завершением их принципов.

 Отрывок