Музыка

 

Введение Свидетельства Отрывки из музыкальных произведений Музыка Остада Элахи



Музыка Остада Элахи берет свои корни в музыкальной традиции, на протяжении веков предназначавшейся только для посвященных. Эта оригинальная и необычная музыка отличается от того, что мы привыкли слышать. До недавнего времени она исполнялась исключительно на закрытых собраниях, в молитвенной и созерцательной обстановке. Сам Остад Элахи на публике никогда не играл. Он исполнял музыку с целью сосредоточения, иногда в одиночестве, иногда на дружеских и семейных собраниях. Оставшиеся после него музыкальные произведения были записаны в конце жизни у него дома близкими людьми на непрофессиональной аппаратуре. Все записи составляют около 40 часов, часть из них уже выпущена в свет. Музыка Остада Элахи оказала глубокое влияние на всех, кто имел возможность ее слышать, в частности, на известных артистов и музыкантов (См. Свидетельства).

Танбур (священная лютня).

«Танбура и подобных инструментов звук

Несет память мелодий небесных круг.

Сухая кожа, дерево, несколько струн,

Откуда идет волшебный тот звук? От Тебя, мой Возлюбленный Друг.

Если слух души пробужден, она открывает в звучании таких инструментов тайны, которые не могут воспринять те, кто останавливается на внешнем». (Слова Истины)

Танбур – это древний инструмент. На протяжении веков в разных религиях он принимает разные формы и приобретает различное звучание. Его звук то сухой, то мягкий имеет что-то нематериальное, абстрактное, даже аскетичное, делая этот инструмент наиболее подходящим для исполнения духовной музыки.

В Иране танбур входил в число инструментов, на которых играли при дворе Сасанидов. Позже некоторые курдские религиозные братства стали считать его сакральным инструментом. С тех пор под его аккомпанемент исполняются молитвенные песни и ритуальные танцы.  

Музыка Остада Элахи  

Остад Элахи научился играть на танбуре очень рано. В многовековой традиции среды, из которой он вышел, и особенно в его семье, танбур был инструментом мистических пений и мотивов. В детстве благодаря исключительным способностям Остад Элахи смог освоить и репертуар мелодий своего региона, и репертуар соседних регионов. Позже он расширит музыкальные и технические возможности инструмента, добавив к изначально двум струнам третью струну. Он создал новые техники игры, самой важной из которых является использование пяти пальцев правой руки. Перекатывающимся движением пальцев правой руки выполняется изобретенная им техника «shor» (буквально «каскад, водопад»), широко используемая сегодня.

« Есть две вещи, на которые я никогда не жалел времени: танбур и духовное совершенствование». (Слова Истины)

Помимо другого важного вклада Остада Элахи в искусство игры на танбуре нужно признать составление репертуара, включающего в себя более ста произведений. С точки зрения мелодической ценности, композиции и орнаментики, репертуар Остада Элахи не имеет ничего общего с очень простыми мелодиями старинного репертуара, послужившими основой для развития его несравненного мастерства импровизации.

Благодаря своим техническим усовершенствованиям Остад Элахи сильно оживил и даже превзошел традицию игры на танбуре, занимающего сегодня свое место среди классических музыкальных инструментов. Он, если можно так выразиться, спас это искусство, превратив не развивавшуюся веками народную традицию в искусную музыку.

Музыка и духовность

Остад Элахи воспринимал музыку как духовное явление, как средство связи души с Источником.  

«Не нужно ограничивать музыку чисто эстетическим назначением и рассматривать ее только с технической стороны. Главное, услышать ее небесные отзвуки. Музыку нужно рассматривать как средство духовного общения, а не как цель саму по себе». (Слова Истины)

Разумеется, у музыки есть техническая сторона и эстетическая, овладеть которыми можно с помощью усилий и упорства. Но у нее есть и духовная сторона, от которой идет самый глубокий эффект. По мнению Остада Элахи, среди всех факторов, способствующих воздействию музыки на душу, самым определяющим является личность исполнителя. Он не должен ограничиваться техникой, если стремится достичь мастерства игры на инструменте и хочет получить и передать что-то от настоящей музыки.  

«Если мы играем с божественным намерением, духовная музыка является нитью, связывающей нас с Источником». (Слова Истины)

Чтобы узнать больше, читайте доклад Жана Дюринга « Музыка Остада Элахи».