Мысль Остада Элахи

 

Введение Интервью с Бахрамом Элахи Мысль Остада Элахи Декарт и Остад Элахи


Доклад был сделан во время симпозиума «Духовность: Множество и Единство» Джеймсом Моррисом, профессором истории религий; опубликован в Cahiers d’anthropologie religieuse n°5, Presses de l’Université de Paris-Sorbonne, Paris, 1996.

Остад Элахи родился в традиционной провинциальной среде, упоминаемой им в воспоминаниях о детстве. В то время люди редко уезжали из своих деревень, и их религиозная жизнь почти целиком определялась местными обычаями. Религиозные представители передавали модели веры и поведения, почти не менявшиеся веками. Лишь некоторые мистики и их ученики посвящали себя духовности, сознательно удаляясь от мира. Однако сильные перемены этого века (в сфере технологий, коммуникаций, экономической и социальной жизни) постепенно перевернули и стерли тысячелетний образ жизни и религиозной практики. Человечество вступило в эру «глобальной деревни». Сегодня верования и религиозные практики не могут больше ни оставаться изолированными в слепом партикуляризме, ни быть просто-напросто отброшенными как архаические формы. В этих условиях более чем когда-либо необходимо начать задумываться о нашей духовной природе и общей цели, но так, чтобы это соответствовало современности.

Во времена Остада Элахи и до сих пор люди всех культур и религий старались отвечать новым условиям и делали это двумя способами. Одни стремились отказаться от всех старых религиозных традиций и построить новый мир на «просто» человеческой морали, не имеющей никакого отношения к духовности. Другие стремились убежать от новых вызовов, искусственно воссоздавая религиозные общности, замкнутые на самих себе, и цепляясь за утешающую (но обманчивую) твердость религиозных традиций пред-современности. Чтобы оценить тяжесть последствий этих двух подходов, достаточно взглянуть на повседневную реальность.  

Столкнувшись с такими глобальными переменами, Остад Элахи предлагает третий путь, основанный на глубоком понимании  религиозного наследия и абсолютно новых условий современного мира. Он выявляет и отмечает общую духовную сущность религий, а также их практическую и этическую функцию в различных областях (что является темой данного симпозиума).  

Отвечая на задаваемые ему личные и практические вопросы, Остад Элахи постепенно развил то, что мы могли бы назвать «общим взглядом на духовное наследие человечества».

Чтобы объяснить этот общий взгляд, он всегда начинал с разделения, с одной стороны, духовной сущности и цели, общих для всех религий откровения, а с другой стороны, их экзотерической, обычной стороны, касающейся только общественной и материальной жизни. Он говорил, например:

«Подлинные божественные принципы одни и те же во всех религиях, отличие которых между собой связано лишь с вопросами материального порядка. Предписания, касающиеся очищения души и этического совершенства, во всех религиях одинаковы».

Я еще вернусь к значению, которое Остад Элахи придавал общему, фундаментальному духовному измерению. Именно на этом измерении основывается целостность и универсальность всей его мысли. Однако нужно оставить время, чтобы обсудить некоторые практические, но не менее важные концепции, касающиеся жизни в обществе.  

Первая и наиболее очевидная концепция – это необходимость толерантности и взаимопонимания во всех областях. Без толерантности, без наличия многочисленных путей и религиозных перспектив человек будет лишен свободы следовать собственным духовным путем и даже не сможет полностью оценить его подлинность. По данному вопросу он много раз повторял, что все религии заслуживают уважения и ни одну из них не нужно отбрасывать.  

Вторая поразительная концепция, учитывая религиозные и социальные обычаи его культурной среды, появляется в неоднократном утверждении равенства между мужчинами и женщинами:

"Женщина во всех отношениях равна мужчине…, и духовный уровень многих женщин выше, чем у некоторых пророков".

И здесь речь идет не о риторической фигуре, а об очень важном духовном принципе, которому он безоговорочно следовал, о чем свидетельствуют его высказывания.

В учении Остада Элахи зачастую принцип, высказанный конкретно, с практической целью, подводит нас, если мы следуем ему, к более глубокой духовной реальности. К примеру, такое настаивание на этической необходимости религиозной толерантности и равенстве мужчин и женщин соответствует высокой духовной цели всеобщей любви и всеобщего сострадания, цели, которая была высказана во всех религиозных традициях.

  Отвечая на вопрос о том, что такое мистицизм (или реальное духовное знание), Остад Элахи сказал:

«Если на все, что ты видишь, ты смотришь как мистик, тогда ты понял смысл мистики. Когда ты увидишь, что все пророки и святые подлинны и не будешь делать разницы между религиями, тогда ты достигнешь этапа духовного знания».

И еще проще:

«То, что ты любишь для себя, нужно любить и для других, и что не нравится тебе, того не желай другим: это главный принцип религии».

Третья фундаментальная концепция имплицитно вытекает из последнего пункта (любви и уважения ко всем созданиям): Остад Элахи настаивает на духовной и этической необходимости участия в общественной жизни и полного включения в человеческое сообщество. Позже я вернусь к глубоким мотивациям этого принципа, поскольку он напрямую касается самой возможности ведения духовной практики. Впрочем, принцип жизни в обществе Остад Элахи уже выразил в поступках, покинув мистическое уединение ради профессии судьи.    

Наконец, четвертая концепция - это полная и неотъемлемая индивидуальная ответственность, лежащая на нас во всех областях жизни.

Последний пункт, возможно, в какой-то мере ответит на вопрос тех, кто осознал масштаб мысли Остада Элахи: почему он не стремился привлечь адептов, которые распространяли бы его идеи, как это делали другие духовные фигуры? Есть несколько ответов на этот вопрос, но прежде всего, нужно подумать о том, что неустанно подчеркивал Остад Элахи: каждый человек обязан сам отправиться на поиски истины, и никто не может сложить с себя эту ответственность и делегировать другому.

Если бы мы хотели в нескольких словах резюмировать мысль Остада Элахи, можно было бы сказать, что, прежде всего, она касается «души и ее поисков Истины»:  в ответах на вопросы своих собеседников, идет ли речь о метафизических и теологических вопросах или же непосредственно касается духовной практики, темы, которые он развивает, вращаются вокруг центральной идеи поиска. И этот поиск, как он часто повторяет, сводится к нескольким главнейшим вопросам:   

«Для каждого человека Истина заключается в том, чтобы знать, кто он такой, откуда пришел, что должен делать и куда должен идти… . Когда этот поиск станет руководством в поведении, когда он будет осуществлен на практике и приведет к ответам, тогда человек достигнет Истины».

«Сущность духовного знания заключается в том, чтобы человек понял, почему он пришел в существование, каковы его обязанности как существующего, и в чем его конечная цель».

«Наша цель должна быть в том, чтобы действовать в соответствии с божественными принципами и прийти к совершенству».

Остад Элахи постоянно повторяет, что удел человека, несмотря на его собственные вызовы и духовную ответственность, является необходимой частью более широкого процесса совершенствования, касающегося всего творения в целом.   

«Совершенствование от минерала к растению, от растения к животному и от животного к человеку является предопределенным. У минералов, растений и животных нет способности мыслить, и их развитие происходит естественно и автоматически. Совершенствование человека подчиняется другим правилам, потому что он обладает ангелической душой. Следовательно, наделенный разумом и свободной волей, он может достичь совершенства собственными усилиями».

По мнению Остада Элахи, воплощенная человеческая душа, или «Я», является уникальной комбинацией и местом встречи двух совершенно разных измерений. В ней присутствует, прежде всего, индивидуальная «ангелическая душа», или бессмертный дух, несущий в себе «Божественное дыхание» и постоянно связанный с Богом, и плотская душа, смертная, животное-человек (башарическая, от арабского «башар», человеческое животное), которая является индивидуальной и уникальной комбинацией предыдущих минеральных, растительных и животных душ, соединенных в одном теле согласно принципу совершенствования. Остад Элахи считал, что встреча и комбинация двух измерений - души и животного «Я» - в теле, не является чем-то вроде западни или тюрьмы, откуда нужно стараться выбраться. Совсем наоборот, именно такая сложная комбинация создает уникальную земную ситуацию, благодаря которой ангелическая душа постепенно становится способна учиться и развиваться, пока не достигнет полного духовного расцвета.

Остад Элахи постоянно настаивает на том факте, что путь, ведущий к реальному осуществлению нашей духовной природы, обязательно начинается с поиска и развития подлинного сознания нашей души, то есть нашего «Я». Или другими словами: 

«Подлинное существо – это душа, а тело является инструментом подлинного существа. Тот, кто достиг совершенства, входит в океан единственности. Однако каждая капля сохраняет свою идентичность».

Нельзя пускаться в путешествие, не зная хотя бы немного о цели. Для Остада Элахи целью духовного пути является совершенствование. Следующие слова очень емко показывают тесную связь между такой духовной целью и многочисленными конкретными и практическими обязательствами, накладываемыми духовным путем:

"Чем больше человеку удается отдалиться от страстей и желаний плотской души и приблизиться к области чувств человека в полном смысле слова, тем более он становится совершенным  [...] «Совершенный человек» - это тот, кто поступает с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с ним, и он не делает другим того, чего не хотел бы для себя. Это легко говорить, но очень трудно делать. [...] Он должен следить за собой двадцать четыре часа в сутки и быть своим собственным судьей».

Есть также и много других, более лаконичных высказываний, в которых Остад Элахи переводит это духовное состояние на язык конкретных этических действий.

«Тот достоин называться человеком, кто радуется счастью других и искренне сострадает их горю».

«Основой жизни в этом мире является уважение прав других».

«Путник (на духовном пути) должен сохранять равновесие между следующими четырьмя столпами: душой, телом, семьей и обществом».

Такая работа является тяжелой задачей и может приводить к временной усталости. Вследствие чего, прежде чем приступать к важнейшим практическим предписаниям, сформулированным Остадом Элахи, полезно помнить его слова о важности веры, духовной уверенности и самообладании.

«Все проходят через спады и подъемы. Человек должен стараться достичь самообладания. Если он является хозяином своих внутренних состояний, все становится легким. Человек не должен покоряться судьбе, наоборот, он должен брать ее в свои руки. Перед лицом же Бога и Его провидением он должен быть настолько верящим и настолько равнодушным ко всем вещам, чтобы веления судьбы показались ему ничтожными. Человек не должен позволять трудностям одолевать себя».

Некоторые наиболее важные практические уроки духовности, общие для всех религий, изложены в следующих словах:

«Принципы религии основаны и покоятся на нескольких незыблемых опорах: самообладании, милосердии, молитве, чистом намерении и искренности с Богом».

[Описав роль самообладания и милосердия, он продолжает:]

«Условием молитвы является внимание, обращенное к божественному Источнику, а не только повторение фраз».

«Чистое намерение и искренность с Богом простыми словами означают, что то, что нам нравится как благо для себя, нравится нам и для всего творения, и мы не желаем другим того, что нам не нравится».

«Когда эти принципы действительно соблюдаются, мы очищаемся, выходим из животности и становимся настоящими людьми. Когда человек действительно становится человеком, его естественная склонность диктует ему всегда поступать наилучшим образом».

Разумеется, одно дело изложить эти принципы, а другое, каждый это знает, внедрить их в практику! Прежде чем привести следующие слова Остада Элахи, иллюстрирующие путь, ведущий от самопознания к познанию Бога, нужно объяснить то, что может показаться противоречием между его метафизической концепцией «реального Я», которая вроде как предполагает «созерцательный» подход, и его практическое, этическое и религиозное учение, которое, как мы видели, расходится с идеалами созерцательной жизни вдали от мира. Почему же Остад Элахи так настаивает на том, что ответственная, активная социальная жизнь в миру необходима в процессе самопознания? Дело в том, что мы можем достичь самопознания и отполировать зеркало нашего сердца только через столкновения и вызовы активной жизни в миру, который возвращает нам наше собственное отражение. 

Таким образом, жизнь в обществе является более эффективной и плодотворной школой для выявления истинной природы души и ее очищения. В одной из автобиографических историй он рассказывает: «Однажды вечером мной овладело состояние духовного рвения, и я решил уединиться, чтобы предаться духовному созерцанию и провести ночь в молитве и созерцании». Затем он с юмором описывает, как потревоженный шумом соседей он должен был пойти на крышу дома, затем обстоятельства вынудили его выйти на улицу, потом пойти к находящемуся далеко мавзолею, в конце концов, так и не найдя уединенного местечка, подходящего для сосредоточения. Потом он объясняет:

«Короче говоря, в тот вечер состояние рвения пропало, и что бы я ни делал, отдаться созерцанию я не смог. «О, Господи, - говорю я, - Ты опять испытываешь меня. Пусть будет по Твоей воле». В этот момент послышался «голос»: «Уединения Вы должны искать в своем сердце. Ни одно место никогда не бывает пустым, только сердце является местом уединения». Я понял, что мне хотели помешать замкнуться, потому что какое-то время я оставался почти затворником тогда, как моя профессия требовала участия в общественных мероприятиях и отвечать на приглашения. Жить в стороне от общества неправильно. Нужно жить в обществе, предохраняя себя [от его вреда]. Тот, кто выбирает изоляцию, избегая испытаний и соблазнов, идущих от жизни в обществе, и называет себя добродетельным, ошибается. Нужно быть добродетельным, живя в обществе и участвуя в общественной жизни».

Можно оценить значение, которое приобретает активная жизнь в миру для познания себя и Бога, если считать, что принципы, лежащие в основе таких практических советов и всегда напоминаемые тем, кто идет по Пути, и есть столпы совершенствования. Эти фундаментальные принципы сводятся к трем главным пунктам: говорить хорошее, видеть хорошее и желать хорошего; непрерывно бороться с явными или скрытыми атаками нашего животного Я; постоянно обращать внимание к Богу. В действительности речь здесь идет об аспектах, неотделимых от той же духовной «работы» на пути совершенствования. Работа над одним из этих трех пунктов всегда подчеркивает роль двух других.       

Первый принцип, к которому постоянно возвращается Остад Элахи, заключается в том, чтобы постепенно дойти до того, чтобы говорить хорошее, желать хорошего и, наконец, видеть хорошее в каждой вещи.

«Тот, кто называет себя виатором (на духовном Пути) должен освоить три принципа:

- "Говорить хорошее": это значит, не злословить, не клеветать, не ругаться, не оскорблять и т.д.;

- "Видеть хорошее": на все и на всех смотреть не с худшей стороны, а с лучшей.

- "Желать хорошего и думать хорошее": хотеть для всех того, чего хотим для себя; не испытывать ненависти, зависти и злобы, не думать о мести и т.д.  ... ».

Этот простой принцип, так часто упоминаемый пророками и святыми, кажется простым, но как только мы начинаем его мало-мальски практиковать, мы сталкиваемся со второй важной темой духовного учения Остада Элахи, со сложнейшей борьбой между нашей ангелической душой, или «духом», и плотской душой, «животным Я», или «повелевающим Я», с его бесчисленными масками и коварством.  

Такая неминуемая борьба ради овладения этой частью нас самих, «естественно» противодействующая нашей более высокой и божественной природе, является центральной темой всех религиозных традиций. Но выдающимся отличием духовного учения Остада Элахи является его методология работы, дающая очень важные разъяснения.   

Прежде всего, Остад Элахи настаивает на необходимости постоянного усиления самого высокого в нас, ангелической души, или духа, а не ослаблении плотского «Я». Другими словами, подлинная аскеза заключается не в ослаблении тела, а в совместном и сбалансированном развитии всех сторон нашего существа.    

«Чем сильнее ангелическая душа, тем лучше ей удается подчинить себе повелевающее «Я». Метод усиления души заключается в том, чтобы признать ее достоинство и полюбить ее качества. Делая это, мы приобретаем благородные духовные качества, то есть чувствуем отвращение ко всему, что недостойно души».

Наконец, третьим важным аспектом практического духовного учения Остада Элахи является «внимание к Источнику». Разумеется, этот аспект присутствует на каждом этапе нашей духовной жизни, и Остад Элахи постоянно говорит о нем. Прежде всего, в каждой религии:

«Все молитвы, мольбы, обряды, и все остальное … сводятся к состоянию постоянного внимания к Богу и стремлению [узнать], что делать, чтобы Он был доволен».

 «Что касается обрядов [разных во всех религиях], и в частности, молитв, то ритуал, по которому они совершаются, значения не имеет. На каком бы языке и как бы мы не взывали к Богу, важно именно внимание к Нему».

Таким образом, основополагающим принципом духовности, практикуемой в обществе, является внимание, обращенное к Богу. Это очень хорошо выражено в следующих словах:

«Чтобы установить связь с божественным источником, человек в любых обстоятельствах должен иметь внимание на Боге, так чтобы естественным образом поступать хорошо и стараться не делать плохого».

Если внимание к Богу имеет основополагающее значение уже на начальных этапах религиозной жизни, то по мере того, как душа прогрессирует на пути познания себя и Бога, оно становится еще более важным.

Надеюсь, этот краткий обзор духовного учения Остада Элахи смог передать значение, которое приобретает духовная теория, если сочетается со строгой практикой и этикой, а также универсальность и оригинальность его подхода и его духовной педагогики. Как говорил он сам в последние годы жизни:

«Я не оставил без ответа ни одного вопроса, необходимо только понять и иметь душевное вдохновение».

Если обзор этого учения напоминает некоторые святые писания или заповеди великих религий, в этом нет ничего удивительного, потому что сам Остад Элахи часто указывал на то, что основополагающие принципы духовной реальности на самом деле одинаковы и универсальны и всегда повторялись всеми пророками и святыми в форме, приемлемой для их современников.  

Однако традиционные изложения одной и той же Истины могут быть непонятными из-за искажений и ошибочных толкований, связанных с передачей и использованием непривычного и символического языка.

По мере того как будет переведено и опубликовано максимальное количество работ Остада Элахи, можно будет увидеть, что он обладает способностью направлять прямо к Истине, не прибегая к недоступной для понимания символике и загадочным намекам. Он очень ясно объясняет то, что остается непонятным или вовсе отсутствует в предыдущих традициях. Он перефокусирует наше внимание на «квинтэссенцию», общую для всех религий откровения, на том, что является сущностным и истинным для всех. Он всегда объясняет теории и вытекающие из них принципы так, чтобы они стали понятными для каждого.

Ну и наконец, не будем забывать, что есть и другие очень эффективные методы духовной коммуникации, такие как музыка, в которой Остад Элахи также был мастером, и о которых уже говорилось в ходе этой конференции. Может быть, особое воздействие музыки поможет намного глубже, чем мое выступление, проникнуть в смысл одного из последних его высказываний:

«Я говорил с каждым в меру его понимания, но еще никому не сказал о том, что у меня в сердце».