Мысль - Интервью с Бахрамом Элахи

 

Введение Интервью с Бахрамом Элахи Мысль Остада Элахи Декарт и Остад Элахи

Интервью с Бахрамом Элахи, сыном Остада Элахи, по случаю выхода в свет его книги под названием «Основы естественной духовности» (опубликовано в « L’être et lesprit » – Декабрь 1997)


  В своей книге «Основы естественной духовности» Вы представляете революционный подход к духовности. Не могли бы Вы вкратце пояснить, в чем на Ваш взгляд заключается духовность?

Духовность – это знание, позволяющее человеку достичь совершенства, то есть состояния, в котором реализована его первоначальная природа. Речь идет в некотором роде о законченной экспериментальной науке, которая может дать точное знание о наших правах и обязанностях, что, на мой взгляд, является ключом всякой подлинной духовности. С этой точки зрения, к духовности нужно подходить с научным подходом. Таким образом, как и любую экспериментальную науку, её нужно изучать шаг за шагом, вникать, практиковать, испытывать, «абсорбировать», «ассимилировать» и продолжать до тех пор, пока не будет достигнуто полное знание нашего "Я" и законов, определяющих его становление. Разумеется, этот путь не заканчивается смертью физического тела, которое является лишь временным, но совершенно необходимым инструментом для построения основ нашего развития.   

Мы говорим о естественной духовности потому, что духовность может вести человека к самоосуществлению лишь тогда, когда она соответствует реальной природе человека и подлинным духовным требованиям. Так же как и тело, душа человека нуждается в пище. Но так же, как существует вредная пища для тела, существует и ядовитая духовная пища. Например, если мы начнем практиковать фальсифицированный божественный принцип, не имеющий божественного происхождения, мы отравим наше метафизическое "Я". Важно понять то, что духовность дает здоровое питание человеческому духу, чтобы обеспечить этому духу постепенное созревание и естественный рост. Именно этому требованию отвечает естественная духовность, осведомляя нас о первоначальных божественных принципах, соответствующих природе нашего реального "Я".  

Эти принципы можно изложить в нескольких внешне очень простых правилах, не требующих присоединения ни к какой духовной и, в частности, религиозной доктрине, поскольку являются общими для всех:

- Бороться со своими слабыми точками, пока не будет достигнуто совершенное равновесие между избытком и недостатком (совершенство).

- Иметь постоянное сознание присутствия Создателя (благожелательного и воспитывающего) и всегда хотеть быть в согласии с Ним.  

- Хорошо говорить о других и хорошо поступать по отношению к ним, что предполагает уважение прав других.  

- Следовать фундаментальным религиозным и этическим принципам, поскольку именно они ведут к миру и порядку в обществе.

- Установить баланс между нашей духовной жизнью и нашей материальной жизнью, для чего необходимо жить в обществе и с обществом и зарабатывать на жизнь своим трудом.

Какова роль веры в Бога в этом процессе совершенствования?

Только что было сказано, что функцией духовности является гармоничное развитие духа человека, чтобы он смог осуществить свою первоначальную природу и достичь совершенства.

Вера в этом процессе необходима, прежде всего, для того, чтобы давать мотивацию для развития. На самом деле веру можно определить как притяжение к трансцендентному, к божественному. В этом смысле, чем сильнее наша вера, тем сильнее нас притягивает трансцендентность и тем сильнее желание развиваться. В любом случае, только метафизическая энергия, имеющая метафизическое происхождение и идущая от истинного Бога, может способствовать такому развитию. А чтобы заполучить метафизическую энергию, нужно практиковать естественную медитацию, то есть каждое мгновение считать Бога присутствующим и стараться постоянно поступать в соответствии с Его довольством. Именно знание базовых принципов и последующее применение их в разнообразных ситуациях и сложных случаях, с которыми нас сталкивает жизнь, постепенно даст нам понимание того, что всегда удовлетворяет Бога.

В духовности вера необходима также для того, чтобы мы смогли найти учение, соответствующе гармоничному развитию нашего духовного измерения. Если Создатель взял на себя обязанность всегда протягивать на землю веревку наставничества, то существуют также и искушающие силы, которые протягивают свои веревки. Как мы будем отличать подлинную веревку от ложных? Только вера поможет ухватиться за правильную веревку, позволяющую выбраться из «оврага», в котором мы находимся сейчас, и привести нас к совершенству. Но будьте внимательны, когда мы говорим с вами о вере, мы говорим о чистой и искренней вере в истинного Бога, то есть такого Бога, каким Он является на самом деле, а не каким мы Его воображаем. На самом деле, если у нас неискренняя вера или мы верим в ложного Бога, мы теряем всю пользу, которую дает вера.    

Таким образом, чтобы расти и развиваться, человеку необходимо то, что называется божественным светом и теплом. Божественный свет – это божественное знание, то есть предписания божественного происхождения, понимание и усвоение которых путем внедрения в повседневную жизнь необходимо для развития человека. Тепло – это любовь, которую мы питаем к Создателю, дающая нам необходимую мотивацию и энергию для практики этих предписаний. Однако чтобы принимать божественные свет и тепло в правильных пропорциях - ни больше, ни меньше - необходимо иметь веру в Бога. 

На самом деле, вера в Бога необходима на всех этапах пути и духовной работы. Она создает прочный барьер, препятствующий проникновению патогенных элементов, которые в любой момент могут напасть на душу и ослабить ее. Она играет огромную роль и в процессе преодоления человеком его слабых точек. Она действительно позволяет нейтрализовать побочные действия (например, развитие комплексов), возникающие в результате борьбы со слабыми точками. Кроме того, она привлекает божественную помощь, без которой невозможно основательно преодолеть слабую точку и даже окончательно убрать ее. Таким образом, искренняя вера в истинного Бога является подлинной опорой духовного совершенствования.   

Вы, кажется, придаете особое значение и повседневной практике духовности. Что именно Вы имеете в виду?  

Традиционно духовность воспринималась как деятельность, осуществляемая вне общества. Но в действительности между духовностью и общественной жизнью нет никакого противоречия. Ведь если целью духовности является совершенствование души, то где лучше всего развивать в себе позитивные человеческие качества, как не в постоянной конфронтации с себе подобными, то есть ведя активную жизнь в обществе? Если всё и всегда рассматривать с духовной точки зрения и каждый день стараться думать и действовать в соответствии с принципами естественной духовности, тогда всё становится духовным и больше нет необходимости посвящать духовности особое время и место.

Духовность в повседневной жизни означает, что мы, прежде всего, никогда не чувствуем себя одинокими и брошенными на самих себя, что в нашем уме постоянно присутствует Создатель, и мы всегда и во всем желаем Его удовлетворения. Такая естественная медитация рождает в нас позитивную, мобилизующую и мотивирующую энергию и должна сопутствовать всем делам нашей жизни. Она увеличивает внимание к себе и к другим, доверие к себе и к Богу, дает внутреннюю уверенность и ясность. Она расширяет и углубляет поле нашего сознания и постепенно приводит к ответам на наши вопросы. 

Духовность в повседневной жизни означает также то, что каждое мгновение, будь то на работе, в кругу семьи, с любым человеком вообще мы стараемся уважать права других, то есть хотим для них того, чего хотим для себя, умея при этом защищать собственные права, когда это нужно.

Духовность в повседневной жизни – это понимание того, что зло не было создано изначально, что его существование вызвано дисфункциями ответственных существ, таких как человек. Зная это, мы понимаем, что нашей обязанностью является борьба со злом, и что неправильно смотреть на людей с худшей стороны и желать им зла. Именно когда мы узнаем о терпимости и сострадании, прощение может обрести смысл. 

Духовность в повседневной жизни – это на самом деле вся духовность, поскольку именно в повседневной жизни ее можно практиковать и усваивать путем постоянного внимания к себе, к другим и к Создателю.