Мысль

 

Введение Интервью с Бахрамом Элахи Мысль Остада Элахи Декарт и Остад Элахи

 

Мысль Остада Элахи, берущая свое начало в сердце греко-персидской философии и иранской мистики, направлена на рассмотрение происхождения и предназначения всех существ и, прежде всего, человека. Таким образом, она охватывает несколько фундаментальных сфер: метафизику, этику и право.

Греко-персидская философия

Именно в этом контексте греко-персидская философия охватывает широкое философское пространство, включающее греко-исламскую философию, курдскую доктрину, персидскую и доисламскую философии. На протяжении тысячелетий в процессе проникновения новых идей иранский мир претерпевал влияние многочисленных религиозных и философских традиций, прочно укоренившихся в культуре Ирана.

Иранские философы, к которым примкнул и Остад Элахи, образуют ряд главных персидских моралистов (Мискавайх, Туси, Давани), философов-неоплатоников (Сухраварди), а также философов-перипатетиков (Фараби). Одним из величайших представителей иранской философии, в котором соединились все эти направления и который повлиял на все поколения иранских философов вплоть до ХХ века, включая Остада Элахи, является Садр Ширази (ХVII век), названный Платоном своего времени.

Остад Элахи унаследовал его философский словарь, а также метафизику, в соответствие с которой привел элементы традиции курдского происхождения. Остад Элахи также является моралистом и в этом смысле очень близок аристотелевской традиции, проповедующей совершенство добродетелей. Он также обращается к старой тематике медицины души, пришедшей к арабам от греков (Галена) и возрожденной в исламском мире Авиценной.  

Иранская мистика

Кроме того, Остад Элахи является наследником курдско-персидской мистической традиции, объединяющей в себе особую культуру курдской мистики (Ахл-е Хакк) и культуру популярной и научной мистики, передаваемой выдающимися личностями (Халладж) и величайшими персидскими писателями и поэтами (Хафиз, Аттар, Руми). Пропитанная философией (особенно неоплатонизмом) и греко-исламской моралью, мистика в иранском мире опирается на шиитский ислам. Она придает особый взгляд религии, скорее подчеркивая ее глубинный, внутренний и универсальный аспект, чем догматический и юридический, образованный интерпретациями, не слишком ориентированными на точность.

Мистика здесь отражает то, что Анри Корбен называл «теософией».  

Включая в себя все вышеперечисленное, система мысли Остада Элахи характеризуется сложностью и тонкостью. Современный мыслитель, наследник средневековой традиции, он сочетает элементы современности с реинтерпретацией философской традиции. Его философия права и метафизика употреблением некоторых понятий и выражений показывают соединение принципов современной мысли с основой теософской природы.